ПРОГРАММА
воспитания школьников:
«Я – гражданин России»
ЦЕЛЬ: воспитание системного подхода к формированию гражданской
позиции школьника, создание условий для его самопознания и
самовоспитания.
ЗАДАЧИ:
1. Содействие защите прав, достоинства и интересов детей.
2. Способствование развитию у детей и подростков осознания себя гражданином России, формированию основ
гражданской, социальной и правовой культуры.
3. Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой
деятельности.
4. Учить ребят умению руководить и подчиняться. Быть требовательным, объективным, самостоятельным.
5. Способствовать воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
6. Вырабатывать правильное отношение к критике.
7. Создавать условия для проявления способностей каждого ученика.
I. Формирование гражданского отношения к себе «Я и Я».
Содержание:
Осмысления ребенком себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
Задачи:
- формировать у школьников правосознание и воспитывать гражданскую
ответственность;
- воспитывать понимание сущности сознательной дисциплины и культуры
поведения, соблюдения правил поведения в школе, дома, в общественных
местах.
- формировать у учащихся потребности к самообразованию, воспитанию
морально-волевых качеств, умений проявлять решительность в преодолении
трудностей.
Рекомендуемые формы реализации направления
1. Акции милосердия, помощь нуждающимся педагогам-ветеранам.
2. Беседы и классные часы о милосердии, доброте, о красоте, моде и хорошем вкусе.
3. Праздники «Мисс Весна», «Вера, Надежда, Любовь».
Предполагаемый результат деятельности
Воспитание гуманности, понимания ценности человеческой жизни, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплине.
II. «Я и семья» - формирование гражданского отношения к своей семье.
Содержание:
Семья – главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.
Задачи:
- формировать уважение к членам семьи;
- воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников.
- умение понимать и правильно разрешать возникающие семейные
трудности.
Рекомендуемые формы реализации
1. Родительские недели.
2. Вечера откровенного разговора.
3. Совместные спортивные мероприятия.
4. Классные часы и беседы на тему дружбы, любви, семьи.
5. Конкурсы писем "Я люблю свою маму", "Об отце говорю с уважением".
Предполагаемый результат
Сформировать у школьников понятия сущность социальных ролей дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.
III. «Я и культура» - формирование гражданского отношения к искусству
Содержание:
Осмысление школьниками значимости искусства для человека современного мира, развитие духовного мира учащегося на основе познания искусства, литературы, фольклора.
Задачи:
- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их
творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные
способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;
- формировать понимание значимости искусства в жизни каждого
гражданина.
Рекомендуемые формы реализации
1. Конкурсы рисунков «Акварели времен года», «Цветы», «Домашние животные».
2. Беседы «Что такое красота», «Красота в природе и искусстве», «Как прекрасен этот мир».
3. Творческие конкурсы: инсценирование сказок, поделок из бумаги (оригами), нарядов для куклы, рисунков на
различные темы, исполнителей авторской песни, актерского мастерства, юных фотолюбителей.
Предполагаемый результат
Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности, участие детей в художественной самодеятельности, в факультативах и кружках.
IV. «Я и школа» - формирование гражданского отношения к школе.
Содержание:
Осмысление школьниками необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. В школе учащиеся получают не только знания, но и учатся жить. Школа – источник формирования необходимых качеств гражданина.
Задачи
- воспитывать у школьников сознательное отношение к учению, развивать
их познавательную активность и культуру умственного труда.
Формировать готовность школьников к сознательному выбору профес-
сии;
- воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру
поведения учащегося, понимание его роли в жизни человека, умение
сочетать личные и общественные интересы;
- воспитывать в них сознательную готовность выполнять Устав школы;
- формировать у школьников осознание своей принадлежности к школь-
ному коллектву, к созданию атмосферы подленного творчества и дружбы
в коллективе.
Рекомендуемые формы реализации
1. Игры на развитие логики, памяти, внимания: «Исторические битвы»,
«Что? Где? Когда?»
2. Мероприятия по профориентации: классные часы, собрания с рабочи-
ми, служащими различных специальностей.
3. Встречи с выпускниками «Дороги, которые мы выбираем», анкетиро-
вание «Кем быть?»
4. Конкурс рисунков «Моя школа», «Моя учительница».
5. Конкурс сочинений «Каким я хочу видеть учителя», «Моя школа в будущем», «Что мне нравится в школе».
6. Конкурсы на лучшее поздравление с Днем учителя, на лучшую стенгазету, дружеский шарж на директора школы
и учителей.
Предполагаемый результат
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик».
Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей.
Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважения к труду окружающих, забота о младших учащихся.
V. «Я и мое Отечество» - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Содержание
Осмысление ребенком себя, как части своей Родины, ее гражданина и патриота. Каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества.
Задачи
- формирование у школьников осознания нравственного и правового долга и обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за ее состояние;
- формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих;
- воспитывать в детях сознательное отношение к труду и народному дос-
тоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения,
преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
Рекомендуемые формы
1. Акции: «Забота», «Земля – мой дом»
2. Шефство над ветеранами ВОВ
3. Спортивные праздники «Когда поют солдаты?»
4. Уроки мужества
5. Встречи с участниками ВОВ, Афганистана, Чечни
Предполагаемый результат
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучаем ее духовное наследие, верен своему гражданскому историко-культурному долгу и готов к защите своего Отечества.
VI. «Я и планета»
Содержание
Осмысление ребенком себя, как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе за себя, за свою семью, свою Родину, за всю Планету.
Мир сегодня – это совокупность всех межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем должно рассматриваться, как выход из кризисной ситуации во всем мире, связанной с экологическими и социальными проблемами.
Задачи
- воспитывать у учащихся понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей.
Рекомендуемые формы
1. Беседы и наблюдения «Растения и животные предсказывают погоду», «По странице красной книги».
2. Экскурсии «в гости к зеленой аптеке», «Вот и осень к нам пришла».
3. Акции: «Чистая река – чистая совесть», «Родничок»
4. Викторины «Цветы, «Домашние животные»
5. Конкурсы: рисунков «Береги природу – наш дом», загадок, стихов, сочинений о природе.
Предполагаемый результат
Учащиеся осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура, духовность человека. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.
Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира и Земли.